Fandango
От португальской народной песни “фаду”, а также от латинского fatus, т.е. судьба, провидение, рок.Это музыкальная форма, характерная для испанского фольклора, испытавшая влияние фламенко и освоившаяся в конкретной зоне - провинции Уэльва. Хотя существуют и другие разновидности фанданго в разных областях Андалусии, эта обладает особенными, отличающими ее от всех остальных характеристиками.
Baile
Это весьма древний стиль, основанный на народных мотивах, который с течением времени приобретал характеристики, свойственные фламенко. Преимущественно танцуют в паре, движения изящны. В то же время, за пределами провинции Уэльва известен не очень широко.
Compas: Размер со счетом на 3.Фанданго - классический пример терцины. Некоторые из них нетанцевальные.
Guitarra
Фанданго битонален: начинаясь в андалузской гамме и переходя затем в пение, уступает место мажору, чтобы закончиться в андалузском стиле. Подобную систему аккомпанемента предложил гитарист Ньньо Риккардо (Мануэль Серрапи Санчес, Севилья 1904-1972). Так, в мажорных частях, чтобы помочь солисту часто выбирают свободную систему ритма. Гитарист обычно лишь отвечает певцу соответствующими аккордами в той тональности, которую тот взял. Основные тональности: ми-ля минор, соль-фа-ми; ля-ре минор, до-си бемоль - ля…
Cante
Хотя поначалу - это было пение для танца, в настоящее время многие из его вариантов - пение само по себе. Темы могут быть нравоучительного характера, иногда некой политико-социальной и даже любовной направленности. Пение сопровождается игрой на инструментах, либо “сухой тростью”, т.е. постукиванием по столу в первом такте сжатым кулаком, а в следующие два - раскрывая пальцы.
Разнообразие фанданго впечатляет, хотя можно было бы выделить три группы:
- Фанданго региональные (Уэльва, Лусека, Малага);
- Фанданго авторские (Эль Глориа, Перес де Гусман, Вальехо Сеперо);
Одними из первых исполнителей были Эль Ниньо де Кабра, Рафаэль Пареха, Перес де Гусман, Эль Глориа и др. Но именно Пепе Марчена отделеи фанданго от классических региональных форм и популяризовал его. Маноло караколь ведет другую линию, также персоналистскую, но полную чувственности и глубины, свойственных цыганским мотивам. Куплеты - четырех, либо пять восьмисложных стихов, иногда шести ( в случае поввторения одного из них).